
Мои четвероклассники с интересом разглядывали старые предметы на учительском столе. Детские руки скользили по старой керосиновой лампе. «А куда тут керосин наливается?». «А за счет чего горит?». В глазах был неподдельный интерес. «Я сейчас всё вам расскажу».
Начался урок. 27 января – день снятия блокады Ленинграда. Черно-белые фотографии сильнее и ярче всех красок мира передают боль и ужас войны. Голодные глаза ленинградских ребятишек смотрят со слайдов в наш двадцать первый век. Я рассказываю своим ученикам о подвиге ленинградцев и замечаю, как дети взрослеют на моих глазах. Я вижу, как сжимаются их кулачки, как мальчики крепче стискивают зубы, а девочки вытирают покрасневшие от слёз глаза и закрывают лица ладошками.
Вот фотографии детей в бомбоубежище. Вот 125 граммов хлеба. Вот женщины везут воду с Невы. Вот полуразрушенные дома с пустыми глазницами окон. Простые люди в непростых условиях.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Я не могла просто читать, я пела строки этой песни. Во время пения я, незаметно для себя, стала отбивать такт ногой. И вдруг, мои ученики тоже стали отбивать такт. Словно солдаты, идущие на защиту Ленинграда, мои ученики робко, потом всё увереннее и громче стали петь со мной.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
И вот передо мной уже не те дети, которые несколько минут назад бегали по коридору. Они словно никогда и не сидели в раздевалке с сотовыми телефонами в руках. Они будто пришли из того далёкого прошлого, в котором моя мама была совсем-совсем маленькой. Мои четвероклассники пропитались болью своих предков и готовы были встать на защиту ленинградцев от ненавистных фашистов.
Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.
Передо мной словно не прежний 4 Д класс, а рота маленьких бойцов. У каждого из этой роты сердце пылает гневом при виде фашистского самолёта. Каждый из этой роты принял на себя боль своих маленьких соотечественников из прошлого. Каждый готов отдать свой завтрак и обед тем, кто смотрит на них с чёрно-белых фотографий.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Песня всё сильнее и звонче звучит в стенах гимназии. Вот какая-то учительница, проходя мимо, заглянула к нам и буквально замерла на пороге. Дети, продолжая петь, не сговариваясь вставали со своих мест.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Блокада длилась 872 дня. Без тепла, без электричества, без еды и лекарств! И даже в этих условиях люди учились, работали, поддерживали друг друга. Теперь и на время эти дети посмотрят другими глазами.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Мы допели песню до конца. В кабинете повисла тишина. Они смотрели на меня так, словно вернулись в своё время из далёкого путешествия в прошлое. Героическое прошлое наших дедов и прадедов теперь крепко сидит в нас. Я знаю, какие книги будут читать мои ученики. Я знаю, какие героям они станут подражать. И это будет не Человек-паук, не Мицуха из аниме.
Война осталась за многолетним рубежом, но мои четвероклассники будут помнить этот урок, будут помнить о том тяжёлом времени, слагать песни героям того времени, чтобы предотвратить подобное в будущем.